Наименование инновационного проекта - «Создание модели личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»
Основная идея инновационного проекта - Апробация личностно-ориентированного, ценностного и контекстного подходов к профессиональному самоопределению обучающихся уровня основного общего и среднего общего образования через внедрение современных научных достижений в учебно-воспитательный процесс школы и создание организационно-педагогических условий личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирование социально-профессиональной мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации.
Цели и задачи инновационного проекта:
Цели:
• теоретически обосновать систему модели сопровождения личностного и профессионального самоопределения обучающихся и её методическое обеспечение;
• создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в округе, регионе, стране.
Задачи:
• разработать и реализовать модель личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО (педагогический и организационный аспекты);
• сформировать единую информационную научно-методическую базу (системы тематических предметных, внеклассных Интернет-ресурсов различного уровня, видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям и др.) в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся на уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО и обеспечить их доступность;
• разработать систему показателей результативности деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
• распространить профориентационную работу на все ступени общего образования;
• обеспечить полный охват профориентационной работой всех учащихся, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях развития в школе инклюзивного образования;
• обеспечить актуальность содержания профориентационной работы;
• разработать комплекс форм профориентационной работы в образовательной деятельности школы, адекватных возрастным особенностям учащихся (по ступеням образования);
• внедрить в практику и распространить в педагогическом сообществе достижения в области организационно педагогического сопровождения личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора среднего и высшего учебного заведения.
2. Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
3. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг через профориентацию на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
4. Привлечение предприятий-партнеров в учебно-воспитательный процесс школы с целью раннего профориентирования старших школьников.
5. Создание модели личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО и СОО, которая может быть использована образовательными организациями Буденновского округа.
Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:
• представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
• универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
• общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны;
• способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Сроки реализации инновационного проекта - реализация проекта рассчитана на 2023-2026 гг. с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.