Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2)
Инклюзивное образование
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования, которое предоставляет возможности каждому, несмотря на имеющиеся физические, социальные, языковые и другие особенности, быть вовлеченными в общий процесс обучения и воспитания.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Нормативно правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Контингент организации
В 2023-2024 учебном году в МОУ СОШ №6 всего обучалось - 1033 чел.
Из них:
- 13 обучающихся (1%) - дети-инвалиды без ОВЗ;
- 107 обучающихся (10%) – дети с ОВЗ (в т.ч. 31чел. – дети – инвалиды).
Среди обучающихся с ОВЗ есть:
- с нарушением слуха – 1 чел.
- с НОДА – 1 чел.
- с задержкой психического развития – 63 чел. (среди них: с НОДА – 1 чел, с РАС – 2 чел.);
- с нарушением интеллекта – 42 чел. (среди них: с нарушением слуха – 1 чел., с РАС – 3 чел.)
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Численность обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, получающих образование на дому (за последние 3 учебных года)
2021 – 2022 учебный год - 36 чел. (31чел. – дети-инвалиды, 5 чел - обучающиеся с ОВЗ, один из них обучался дистанционно).
2022 – 2023 учебный год - 34 чел. (31чел. – дети-инвалиды, 3 чел - обучающиеся с ОВЗ).
2023 – 2024 учебный год - 38 чел. (27 чел. – дети-инвалиды, 11чел - обучающиеся с ОВЗ).
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
В МОУ СОШ № 6 города Буденновска созданы оптимальные специальные условия, включающие и определенную необходимую реорганизацию архитектурной среды, и соответствующие специфические девайсы с целью организации и осуществления процесса обучения детей-инвалидов обучающихся с ОВЗ и, таким образом, обеспечивающие техническое оснащение «безбарьерной среды».
Реконструкция архитектурной среды.
• Подъем на площадку крыльца оборудован пандусом
• Лестницы крыльца оборудованы поручнями.
• Дверные проемы на входе в здание школы расширены.
• На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей
Имеется специальное коррекционное и реабилитационное оборудование,
полученное в рамках программы «Доступная среда»
Оборудованы кабинеты учителя - логопеда, педагога - психолога, мастерские.. Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Объекты спорта представлены: спортивный зал для проведения учебных занятий. Имеется стадион и футбольное поле с искусственным травяным покрытием.
Библиотека в здании школы имеет рабочие зоны свободного доступа, оборудована читальным залом и книгохранилищем.
В учреждении функционирует столовая. Питание осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети — инвалиды и лица с ОВЗ получают бесплатное двухразовое питание.
На базе школы имеется лицензированный медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием.
Особые условия доступа для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ СОШ № 6.
Паспорт доступности
Служба психолого- педагогического сопровождения
Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
• психолого- педагогический консилиум (ППк);
• совет профилактики;
• школьная служба медиации (примирения).
Определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:
• психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
• диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
• создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
• психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
• психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
• проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, асоциального, суицидального и т.п.);
• профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
• содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
• психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Психолого – педагогический консилиум
С 2007 года в школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого - педагогическое сопровождение обучающихся.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (Приказ от 30.08.2023 г. № 154 – ОД)
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В состав психолого - педагогического консилиума входят:
• председатель ППк - директор Школы;
• заместитель председателя ППк - заместитель директора по УВР Школы;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• социальный педагог;
• опытные педагоги школы